Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт
Практика применения системы для управления активами 1С:ТОИР для сокращения простоев и повышения качества сервиса в аэропортах
РЕАЛИЗОВАНО В КОМПАНИИ «АЭРОДИНАМИКА».
Практика применения системы для управления активами 1С:ТОИР для сокращения простоев и повышения качества сервиса в аэропортах
РЕАЛИЗОВАНО В КОМПАНИИ «АЭРОДИНАМИКА».
Компания «Аэродинамика»
«Аэродинамика» — один из крупнейших аэропортовых холдингов России, включающий аэровокзалы в Сочи, Краснодаре и Анапе. Общий пассажиропоток по итогам 2021 года составил более 19 млн человек. Недавно к трем аэропортам на юге России присоединился аэропорт на противоположной части континента — в городе Владивостоке.

Другим не менее важным проектом компании является строительство нового аэровокзального комплекса в Краснодаре площадью около 85 тыс. кв. метров, который станет одним из крупнейших региональных мультимодальных хабов в стране.

Компания ориентирована на постоянное движение вперед, в первую очередь благодаря автоматизации бизнес-процессов, совершенствованию производственных систем и развитию управленческих технологий.
Управление активами — стратегическое направление
Управление активами в аэропортовой структуре имеет стратегическое назначение, ведь качество обслуживания инфраструктуры напрямую влияет на уровень сервиса и безопасности внутренних и внешних клиентов.
В числе активов аэропорта — объекты аэродрома, здания и сооружения, инженерные системы, объекты перронной механизации и спецтранспорт.

Для управления активами аэропортов была выбрана система управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования 1С:ТОИР 2 КОРП, разработанная компанией «Деснол Софт». Разработчик имеет внушительный опыт автоматизации процессов управления активами, а само решение создано на платформе 1С, что соответствовало требованиям к будущей EAM-системе. Кроме того, выбор пал принципиально на отечественный софт с открытым кодом, что дает возможность выполнять необходимое количество доработок под специфические бизнес-процессы компании «Аэродинамика».
Какие проблемы была призвана решить автоматизация
В бесперебойной работе аэропорта важна высокая скорость реакции на инциденты и минимальное время простоя оборудования. Всего этого невозможно достичь, если у вас наблюдаются следующие проблемы, с которыми столкнулась и компания «Аэродинамика».
  • Не ведется необходимый учет оборудования и нормативов.
  • Отсутствует система управления критичностью ремонтов.
  • Нет прозрачности в учете трудовых и материальных ресурсов подразделений эксплуатации.
  • Отсутствует единая модель оперативного взаимодействия сотрудников аэропортов «Аэродинамики» с подразделениями, ответственными за эксплуатацию.
  • Нет единой модели планирования технического обслуживания. Формирование и контроль выполнения графиков технического обслуживания ведется в ручном режиме.
  • Не сохраняется история ремонтов оборудования. Не собирается статистика, отсутствует база данных для анализа эффективности. Процесс формирования отчетности не автоматизирован.
Логвинов Эдуард,
руководитель по развитию компании «Аэродинамика»:
«Мы запланировали внедрение EAM-системы, рассчитывая на увеличение скорости реакции на аварии и сокращение времени простоев оборудования, а также на обеспечение 100-процентной регистрации всех трудозатрат рабочего персонала инженерных служб аэропортов в автоматизированной информационной системе 1С:ТОИР».
Цели и задачи автоматизации
Основная цель  — автоматизировать процессы ТОиР во всех подразделениях, ответственных за техническое обслуживание и ремонт в аэропортах «Аэродинамики», наладить регулярное получение данных и накопление статистики для дальнейшего контроля и управления активами.
Задача №1
Автоматизировать процесс обеспечения ремонтов и технического обслуживания трудовыми и материальными ресурсами.
Задача № 2
Автоматизировать процесс формирования и рассылки отчетности.
Задача №3
Автоматизировать расчет графиков технического обслуживания (включая потребность в расходных материалах и трудозатратах).
Задача №4
Предоставлять данные для формирования бюджета на техническое обслуживание и ремонт в автоматизированном режиме.
Задача №5
Разработать базу нормативно-справочной информации и получить инструмент хранения истории ремонтов в разрезе подразделений и аэропортов.
Задача №6
Автоматизировать процесс регистрации заявок на ремонты от сотрудников аэропорта с помощью каталога услуг и портала самообслуживания.
Реализация
Нормативно-справочная информация
Основа успешного проекта закладывается на этапе паспортизации, т. е. первоначального ввода данных в систему. Вы должны понимать, каким оборудованием вы владеете и какие ресурсы для обслуживания этого оборудования необходимы.

Во всех аэропортах была выполнена паспортизация объектов:
  • аэродрома,
  • зданий и сооружений,
  • инженерных систем,
  • перронной механизации,
  • спецтранспорта.

В ходе этапа паспортизации были разработаны и загружены в 1С:ТОИР 12 основных справочников. Ключевые из них — это «Технологические карты» и «Объекты ремонта».
Основные справочники НСИ
  1. Технологические карты.
  2. Объекты ремонта.
  3. Типовые дефекты оборудования, сооружений и транспорта (он же каталог услуг в Service Desk).
  4. Типовые объекты ремонта, другими словами, справочник «моделей», которые позволяют присваивать характеристики и нормативы обслуживания реальным объектам ремонта.
  5. Нормативы планирования, они же правила технического обслуживания, такие как дискретность ТО, межсервисные интервалы, очередность видов технического обслуживания и т. д.
  6. SLA (имеются в виду нормативные сроки устранения дефектов), агрегаты, виды ремонта, способы планирования, техоперации (описание конкретной операции выполняемой в процессе ремонта с указанием компетенций исполнителя, материалов, норм времени и т. д.) и другие менее объемные, но не менее важные справочники.
Карта объекта ремонта
Для каждого объекта ремонта — будь то система обработки багажа, телескопический трап, самолетный тягач или маленькая тепловая завеса над входной группой — создана соответствующая карта объекта ремонта, которая включает в себя следующую информацию:
  • наименование объекта,
  • модель объекта,
  • подразделение, эксплуатирующее объект,
  • подразделение, выполняющее ремонт и обслуживание,
  • паспортные характеристики,
  • показатели эксплуатации (наработка, простои),
  • нормативы технического обслуживания,
  • техническая документация,
  • история ремонтов.
Интеграция с учетными системами
Кроме той НСИ, что была внесена в справочники 1С:ТОИР 2 КОРП на этапе паспортизации, требуется и иная нормативно-справочная информация, которую необходимо «забирать» из смежных информационных систем. Для передачи этой информации были выполнены интеграции 1С:ТОИР с другими системами.
Интеграции 1С:ТОИР с учетными системами
В качестве основной системы управления предприятием «Аэродинамика» использует 1С:ERP, также на предприятии востребованы системы «1С:Управление промышленным предприятием», «1С:Управление автотранспортом», «1С:Зарплата и управление персоналом» и другие программные решения. Для эффективной организации процессов ТОиР между этими системами должно быть налажено взаимодействие. Например, если вы хотите вести полноценный учет МТО, объекты ремонта должны быть обязательно связаны с основными средствами в 1С:УПП. То же самое касается номенклатуры — для планирования материалов для технического обслуживания или списания их через 1С:ТОИР соответствующая информация должна непрерывно поступать в программу из 1С:ERP. Для планирования трудовых ресурсов ремонтных подразделений налажена интеграция с 1С:ЗУП и так далее.
Интеграция с системой мониторинга SCADA
Кроме того, 1С:ТОИР интегрирован с системой SCADA. Основное оборудование оснащено датчиками, которые фиксируют контролируемые показатели его работы. Контроллеры установлены на системах вентиляции и кондиционирования, обработки багажа и ином технологическом оборудовании — том самом, которое должно функционировать непрерывно, без сбоев и остановок. За счет интеграции со SCADA данные с датчиков поступают в 1С:ТОИР. Как только система «видит», что контролируемые показатели вышли за пределы допустимых значений, в ту же секунду регистрируется дефект, на основании чего автоматически формируется заявка на ремонт. За счет исключения из этого процесса человека шансы на ошибку сводятся практически к нулю, а скорость информирования ответственных за ремонт значительно увеличивается.

Программа обработки диагностических данных действует на всей территории предприятия, поэтому связка SCADA с 1С:ТОИР помогла исключить потери времени на ручную обработку данных и назначение нарядов на устранение дефектов в масштабах всей компании! И это значит, что компания смогла повысить надежность своих систем и гарантию качественного обслуживания пассажиров.
Зачем нужен Service Desk?
Дело в том, что, помимо основного оборудования (например, перронной техники), есть целый ряд вспомогательных систем, которые тоже требуют обслуживания, но часто выпадают из поля зрения — это касается ремонта лавочек, замены лампочек и пр. А ведь такие «дежурные задачи» отъедают приличное количество времени специалистов службы эксплуатации!

Такие «простые» системы, конечно же, не оснащены никакими датчиками, поэтому они не могут автоматически сигнализировать о поломке. Как же обеспечить информирование ремонтной службы о необходимости выполнения работ, а самой ремонтной службе рассчитать и предусмотреть для этого время и ресурсы?

И здесь в игру вступает интеграция 1С: ТОИР с Service Desk!
Интеграция 1С:ТОИР с Service Desk
Заявки по поводу необходимости ремонта сантехники или замены лампочки отправляют в Service Desk через web-портал сотрудники аэропорта. Далее благодаря закреплению объектов ремонта и услуг по ответственным подразделениям заявки автоматически распределяются на тех или иных специалистов ремонтной службы. И, таким образом, не только не теряется ни одна заявка, но и обеспечивается 100-процентная фиксация всех трудозатрат рабочего персонала.

Зарегистрировать заявку на ремонт через Service Desk имеет возможность буквально каждый сотрудник аэропорта. А чтобы система 1С:ТОИР понимала, каким специалистам адресовать заявки, был создан подробный справочник типовых дефектов, который в этом случае выполняет роль каталога услуг с разделением инженерных и бытовых дефектов по соответствующим категориям.

Вот, к примеру, в системе указан типовой «бытовой» дефект: «засор канализационной трубы», и тут же прописаны требуемые меры по его устранению, а также подразделение или специалист, который за это отвечает. И в каждой типовой ситуации заявка будет назначаться на этого специалиста. Не нужно больше никакого ручного управления, Service Desk значительно сокращает количество лишних действий.
Мобильное приложение
В аэропортах есть службы, специалисты которых оторваны от рабочего места, например, механики по выпуску, они должны быть постоянно на перроне, контролируя состояние техники. Неотъемлемой частью их деятельности является удаленная работа с использованием смартфона.
Обмен данными между мобильным приложением и 1С:ТОИР 2 КОРП
С помощью мобильного приложения, которое работает в связке с 1С:ТОИР 2 КОРП, сотрудники могут регистрировать дефекты, запрещая последующую эксплуатацию техники вплоть до завершения ремонта и фиксировать простои оборудования. Завершив необходимые планово-предупредительные или внеплановые ремонты, в том же приложении механики создают акты выполненных работ, которые тут же автоматически поступают в 1С:ТОИР. Чтобы получить доступ к объекту ремонта в системе, специалист может отсканировать с помощью смартфона уникальный штрих-код, который размещен на оборудовании. Штрих-коды нанесены на устойчивые к жаре, холоду и механическому воздействию металлизированные этикетки, напечатанные на термотрансферном принтере.
Эффект применения мобильных приложений
Логвинов Эдуард,
руководитель по развитию компании «Аэродинамика»:
«Каждый акт выполненных работ, поступающий из мобильного приложения в 1С:ТОИР, содержит информацию, которая служит основой для формирования отчетности и последующего планирования ресурсов. Мы видим, что за объект был подвергнут ремонту, какой обнаружен дефект, кем и когда выполнен ремонт, сколько он длился, какие материалы были использованы в процессе. Мы хорошо помним, как все эти данные приходилось заносить вручную в журналы или в таблицы Excel. Что и говорить, их практически невозможно было использовать для анализа и принятия управленческих решений. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Благодаря применению мобильного приложения, а также интеграции 1С:ТОИР со SCADA и Service Desk скорость реакции на инциденты увеличилась у нас в несколько раз»!
Учет показателей эксплуатации
На основании технологических карт и данных о наработке в 1С:ТОИР формируются графики технического обслуживания. В зависимости от типа оборудования график строится по периоду или по наработке (моточасы, пробег). В аэропортах используется 70−80% импортного оборудования, отказы которого наиболее критичны и их крайне нежелательно допускать.
Эффект автоматизации учета показателей эксплуатации
Логвинов Эдуард,
руководитель по развитию компании «Аэродинамика»
У нас огромный автотранспортный парк. Благодаря интеграции 1С:ТОИР с 1С:УАТ мы в режиме реального времени можем фиксировать наработку по транспорту, формировать средние значения и планировать техническое обслуживание на более длительный период. Например, мы понимаем, что перронный автобус проезжает примерно 5 моточасов в сутки, в нормальном режиме работы аэропорта он будет проезжать именно такое количество моточасов и далее, так как парк стандартный и пассажиропоток по сезонам понятен. Эти данные дают нам возможность планировать техническое обслуживание этого автобуса на год-два вперед.

Это влияет не только на распределение трудовых ресурсов, но и планирование МТО ремонтов и расходов, которые также снижаются за счет своевременных и долгосрочных договоренностей с надежными поставщиками.
Формирование и рассылка отчетности из 1С:ТОИР
На основании данных из документов 1С:ТОИР автоматически формируются и рассылаются отчеты.
Расчет SLA (Service Level Agreement)
Благодаря SLA (Service Level Agreement) компания получает понимание времени, выделенного на устранение аварии по каждому типовому дефекту, и его соблюдению.
Отчет по трудозатратам
Отчет по трудозатратам дает представление о том, какие специалисты из каких подразделений, на какие ремонты тратили конкретные ресурсы. Это позволяет корректировать действия с целью оптимизации ресурсов.
Другие отчеты
График ТО доступен для анализа любого менеджера и руководителя.

Один из важнейших показателей эффективности — коэффициент технической готовности (КТГ) оборудования. В 1С:ТОИР он рассчитывается автоматически. Показатель прозрачен и доступен в любое время.

В числе одной из самых востребованных статистик — отчет по использованным материалам на ремонты и план закупок по графикам технического обслуживания. Он позволяет планировать материалы как для технического обслуживания, так и для ремонтов оборудования.
Масштаб и охват автоматизации
Система 1С:ТОИР внедрена во всех аэропортах «Аэродинамики» — в Сочи, Анапе и Краснодаре. Управление техническим обслуживанием и ремонтами автоматизировано в следующих службах.
  • Аэродромные службы
    На аэродроме это ремонт всех плоскостных сооружений.
  • Службы эксплуатации спецтранспорта
    Ведется учет ремонтов, простоев, наработки и состояния спецтранспорта.
  • Службы электро-светотехнического обеспечения полетов
    Электротехнические службы отвечают за все электрообеспечение аэровокзала, в том числе за огни на взлетно-посадочной полосе, освещение в здании аэровокзала, работу электроподстанций.
  • Службы технологического оборудования
    Службы эксплуатации технологического оборудования с помощью 1С:ТОИР обслуживают системы обработки багажа, телескопические трапы, лифты, эскалаторы и другие жизненно важные объекты непрерывной эксплуатации.
  • Службы эксплуатации наземных сооружений
    Службы эксплуатации наземных сооружений отвечают за пользовательскую инфраструктуру в здании аэровокзала — это стены, окна, двери, сидения, лавочки и прочее.
  • Службы тепло- и санитарно-технического обеспечения
    Службы тепло- и санитарно-технического обеспечения поддерживают в исправном состоянии сооружения водо- и теплоснабжения, канализации, сантехнических объектов.
  • Отделы капитального строительства
    Любое из подразделений может передать свою задачу в отдел капитального строительства в случае, если выполнить ремонт своими силами за счет средств текущего бюджета не представляется возможным. Учет таких заявок также ведется в 1С:ТОИР с целью формирования потенциала на следующий год.
  • Группы эксплуатации парковочных систем
    Обслуживание парковочных систем с недавних пор также передано в 1С:ТОИР.
Автоматизация дает новые возможности
Автоматизированы процессы
  • Регистрация заявок на ремонт на портале самообслуживания во всех аэропортах и автоматическое назначение ответственных исполнителей.
  • Списание запасных частей и материалов в разрезе ремонтов.
  • Формирование графиков технического обслуживания.
  • Формирование планов капитальных ремонтов.
  • Регистрация дефектов с помощью смартфона.
  • Формирование и рассылки отчетности.
Результаты автоматизации
1. Сокращение времени простоев всех видов оборудования за счет значительного сокращения времени информирования об авариях.
2. Прозрачный процесс списания запчастей:
  • уменьшение нецелевого использования,
  • оптимизация запасов на складах.
3. Есть информация о трудозатратах ремонтного персонала в разрезе ремонтов.
4. Есть данные для анализа поломок оборудования.
5. Фиксируется информация о количестве и качестве сервиса, оказываемого подразделениями эксплуатации.
Логвинов Эдуард,
руководитель по развитию компании «Аэродинамика»:
«В результате автоматизации процессов ТОиР эффективность мероприятий по управлению активами постоянно растет. Заявки на ремонты регистрируются в 1С:ТОИР непрерывно, графики ремонта также формируются в системе, появилось 100-процентное понимание, кто, чем и когда занимается в службах эксплуатации, мы видим полностью прозрачный процесс технического обслуживания и ремонтов и отмечаем огромный потенциал для развития.

О таких вещах, как сокращение времени реакции на аварийную ситуацию, длительности ремонтов и времени простоев оборудования, даже не приходится говорить, значимость этих показателей трудно переоценить, и в 1С:ТОИР реализованы все инструменты для достижения и улучшения этих показателей».
Экономический эффект автоматизации ТОиР
в компании «Аэродинамика»
20%
Сокращение длительности простоев оборудования
15%
Сокращение трудозатрат в подразделениях
30%
Рост производительности труда
3%
Сокращение расходов на материальные ресурсы
10%
Снижение объемов материальных запасов
500%
Ускорение получения управленческой и регламентированной отчетности


Хотите таких же результатов? Получите пошаговый план автоматизации ТОиР на вашем предприятии
Запишитесь на индивидуальную онлайн-встречу с нашим экспертом.
На встрече мы поговорим о вашей ситуации в ТОиР, составим «дорожную карту» цифровизации и определим сроки и стоимость внедрения для вашей компании, основываясь на нашем отраслевом опыте.

Полезно для технического топ-менеджмента
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на сбор и обработку ваших персональных данных компанией Деснол Софт согласно политики конфиденциальности и политики обработки персональных данных
Читайте статью о практике применения 1С: ТОИР в аэропорте «Домодедово»
Контакты
+7 (499) 271-30-78
toir@desnol.ru
Специалисты компании «Деснол Софт» будут рады проконсультировать вас по любым аспектам цифровизации ТОиР. Звоните нам с 9:30 до 18:30 (по московскому времени) в рабочие дни. Пишите на email в любое время!
КОМПАНИЯ
© 2023 ООО «Деснол Софт Брянск»



АДРЕС
г. Брянск
ул. Красноармейская, 138

КОНТАКТЫ